Главное военное следственное управление (ГВСУ) СКР отказалось от уголовного преследования пилота истребителя Су-35 Василия Савельева, случайно сбившего другой истребитель во время учебного боя. Причиной поражения Су-30М2 стоимостью более 1 млрд руб. были признаны не неверные действия майора, а в том числе устаревшие требования к проведению учебных воздушных боев. После случившегося инцидента Минобороны РФ и производитель истребителя, АО «Компания “Сухой”», решили изменить методику учений, чтобы сделать их максимально безопасными для людей и техники.
Инцидент с участием двух истребителей 790-го авиаполка случился днем 22 сентября 2020 года неподалеку от базового аэродрома Хотилово в Тверской области. Во время проведения «учебного боя с маневренной воздушной целью на средних и больших высотах» майор Савельев на Су-35 побывал сначала в роли цели для экипажа Су-30, а затем уже сам организовал преследование второго Су-30М2. При нажатии «гашетки» 30-мм автоматической авиапушки ГШ-30−1 должна была произойти лишь фотофиксация боевого поражения, но вместо этого в Су-30М2 полетели реальные снаряды. Следует отметить, что на нештатную ситуацию Василий Савельев среагировал мгновенно: работу пушки, делающей 25 выстрелов в секунду, он остановил уже на пятом выстреле. Однако для вывода из строя самолета-цели оказалось достаточно и пяти снарядов: все они попали точно в цель, разрушив гидравлические линии механизации левого крыла.
Истребитель сразу же лишился управления, летчикам Су-30М2 пришлось катапультироваться, а сама боевая машина стоимостью 1,143 млрд руб. упала и разбилась в лесу
Василий Савельев, как следовало из обвинений, нарушил пункт «Применение встроенной пушечной установки по воздушной цели» раздела «Боевое применение» РЛЭ Су-35. Согласно этому документу, перед вылетом на воздушный бой пилот должен был выключить рубильник «Главн.», подающий питание к электроцепям вооружения — бомб, ракет и пушки. А непосредственно перед стрельбой — «направить самолет в безопасном направлении, до упора нажать гашетку “Огонь” и убедиться в том, что вместо стрельбы включается фотоконтрольный прибор».
Сам пилот пытался убедить следствие в том, что самолет был снят с боевого дежурства за месяц до учений и перед вылетом он был уверен, что его пушка по крайней мере приведена в небоевое положение.
По словам бывшего обвиняемого, отсутствие вооружения на Су-35 подтвердили своими подписями в контрольном листе журнала подготовки самолета представители наземных служб: прапорщик-техник и его руководитель старший лейтенант, проходящий службу в должности авиаинженера.
Но проведенная экспертиза показала, что причиной открытия реального огня по Су-З0М2 действительно стала не заблокированная на земле авиапушка Су-35. По словам знакомого с ситуацией источника «Ъ», ее боекомплект из 250 снарядов на время учений обычно не снимается. Таким образом удается сократить «обратную» процедуру подготовки машины к боевому дежурству. А вот разомкнуть электроконтактор дополнительного запала пушки и вытащить снарядную ленту из казенника представители технических служб по какой-то причине забыли. Майор Савельев, по мнению собеседника «Ъ», действительно поторопился с открытием огня по условному противнику, прекрасно понимая, что в реальном бою времени на выполнение всех условий РЛЭ у него не будет. Однако своими действиями он лишь усугубил последствия ошибок, допущенных еще на земле.
С позицией Василия Савельева и его представителей в итоге согласилась военная прокуратура Тверского гарнизона, которая поддерживала обвинение против летчика на процессе в гарнизонном суде. На первом же заседании гособвинитель заявил, что не считает проведенное расследование полноценным и достаточным для вынесения приговора, и попросил вернуть материалы уголовного дела в свое ведомство для устранения пробелов. Учитывая сложность и общественную значимость уголовного дела, его передали для дальнейшего расследования в центральный аппарат военного следствия, которым летчик и был оправдан.
Инцидент с участием двух истребителей 790-го авиаполка случился днем 22 сентября 2020 года неподалеку от базового аэродрома Хотилово в Тверской области. Во время проведения «учебного боя с маневренной воздушной целью на средних и больших высотах» майор Савельев на Су-35 побывал сначала в роли цели для экипажа Су-30, а затем уже сам организовал преследование второго Су-30М2. При нажатии «гашетки» 30-мм автоматической авиапушки ГШ-30−1 должна была произойти лишь фотофиксация боевого поражения, но вместо этого в Су-30М2 полетели реальные снаряды. Следует отметить, что на нештатную ситуацию Василий Савельев среагировал мгновенно: работу пушки, делающей 25 выстрелов в секунду, он остановил уже на пятом выстреле. Однако для вывода из строя самолета-цели оказалось достаточно и пяти снарядов: все они попали точно в цель, разрушив гидравлические линии механизации левого крыла.
Истребитель сразу же лишился управления, летчикам Су-30М2 пришлось катапультироваться, а сама боевая машина стоимостью 1,143 млрд руб. упала и разбилась в лесу
Василий Савельев, как следовало из обвинений, нарушил пункт «Применение встроенной пушечной установки по воздушной цели» раздела «Боевое применение» РЛЭ Су-35. Согласно этому документу, перед вылетом на воздушный бой пилот должен был выключить рубильник «Главн.», подающий питание к электроцепям вооружения — бомб, ракет и пушки. А непосредственно перед стрельбой — «направить самолет в безопасном направлении, до упора нажать гашетку “Огонь” и убедиться в том, что вместо стрельбы включается фотоконтрольный прибор».
Сам пилот пытался убедить следствие в том, что самолет был снят с боевого дежурства за месяц до учений и перед вылетом он был уверен, что его пушка по крайней мере приведена в небоевое положение.
По словам бывшего обвиняемого, отсутствие вооружения на Су-35 подтвердили своими подписями в контрольном листе журнала подготовки самолета представители наземных служб: прапорщик-техник и его руководитель старший лейтенант, проходящий службу в должности авиаинженера.
Но проведенная экспертиза показала, что причиной открытия реального огня по Су-З0М2 действительно стала не заблокированная на земле авиапушка Су-35. По словам знакомого с ситуацией источника «Ъ», ее боекомплект из 250 снарядов на время учений обычно не снимается. Таким образом удается сократить «обратную» процедуру подготовки машины к боевому дежурству. А вот разомкнуть электроконтактор дополнительного запала пушки и вытащить снарядную ленту из казенника представители технических служб по какой-то причине забыли. Майор Савельев, по мнению собеседника «Ъ», действительно поторопился с открытием огня по условному противнику, прекрасно понимая, что в реальном бою времени на выполнение всех условий РЛЭ у него не будет. Однако своими действиями он лишь усугубил последствия ошибок, допущенных еще на земле.
С позицией Василия Савельева и его представителей в итоге согласилась военная прокуратура Тверского гарнизона, которая поддерживала обвинение против летчика на процессе в гарнизонном суде. На первом же заседании гособвинитель заявил, что не считает проведенное расследование полноценным и достаточным для вынесения приговора, и попросил вернуть материалы уголовного дела в свое ведомство для устранения пробелов. Учитывая сложность и общественную значимость уголовного дела, его передали для дальнейшего расследования в центральный аппарат военного следствия, которым летчик и был оправдан.